Путешествие к морю. Босния и Герцеговина

Итак, сидя в интернет-кафе и попивая кофе в дождливом Сплите, мы решили, что поедем туда, где море, солнце и все хорошо. Как я уже писал, ни в Хорватии, ни в Черногории, ни в Италии этого не было. Ближайшее место, где все было – побережье Черного моря! А именно – город Констанца, Румыния. До конечной точки маршрута – более 1300 км. Но что нам, матерым драйверам-путешественникам такое расстояние?

Честно говоря, мне совсем не хотелось ехать в Румынию. Не знаю почему, но душа как-то не лежала к поезде именно в эту страну. Но Андрей заверил меня, что там будет все здорово, что родные ездили туда и остались довольны. И я поддался…

Понятное дело, что ехать до моря в один заход мы не хотели, да и торопиться нам было не куда. Поэтому мы решили, что по пути мы остановимся в двух городах, в двух столицах разных государств: Белград в Сербии и Бухарест в Румынии.

Возможных маршрута было два: один проходил по основным магистралям Хорватии через Загреб и составлял порядка 930 км, второй – через горы и страну с пугающим названием Босния и Герцеговина, зато короче в два раза. Мы выбрали второй.

Поставив нужное направление на навигаторе, мы двинулись в путь, в Белград. Честно скажу, что поначалу было странное чувство, потому что мы целиком и полностью доверились какой-то коробочке, которая вела нас через поля и леса, горные перевалы и какие-то деревушки без света в окнах, по дорогам, на которых даже две машины никогда не разъедутся (правда, их отсутствие пугало куда больше!). И все это было в кромешной темноте, под сверкающими молниями, в непонятном для нас месте, где никто и никогда не найдет нас.

Мурашки по коже при одном воспоминании об этом. Усугубилось все в прекрасный момент, когда я понял, что «мимо этого дома мы проезжали минут 20 назад», — с такой фразой мы встали у обочины и стали досконально рассматривать карту и маршрут, предложенный навигатором. Он явно сам не понимал, куда нас везти, потому что точность карт в этом районе была очень низкой. В конечном итоге, немного успокоившись, мы нашли нужную нам дорогу и отправились дальше.

Спустя два часа после старта, мы приехали на границу Хорватия-Босния, расположенную где-то высоко в горах. В глазах пограничника читалось явное удивление нашему визиту, видимо последний раз он видел тут машину очень давно, машину с русскими номера и вовсе впервые. Посмотрев на документы и ничего не спросив нас, он поднял шлагбаум и пропустил нас на боснийскую землю. Мы очень удивились отсутствию штампа в паспорте, потому что на въезде в Хорватию такой штамп нам поставили…

А дальше началось: такого серпантина в своей жизни я никогда не видел, хотя ездил по горам на Крите, на Кипре, на Сантарини и где-то там еще. Но все это – детский сад. Тут же – глубокое ущелье с рекой и дорога вдоль этого ущелья. Причем такая, что прямая в 50 метров – подарок! Очень хочется, чтобы Андрей чуть подробнее рассказал про это, ведь именно он вел тогда наш «болид». Вокруг высоченные горы, постоянные перепады высот, закрытые резкие повороты, кромешная темнота. Было и страшно и интересно одновременно.

Часть пусть я все же спал, хотя это и давалось мне с большим трудом – качало из стороны в сторону. Спустя какое-то время Андрей разбудил меня: мы приехали на границу. Что за граница?! Мы достали документы и отдали их боснийскому пограничнику. Он что-то начал спрашивать нас на непонятном языке, а когда понял, что мы его не понимаем, позвал меня и отвел к какому-то начальнику. Тот долго выяснял, откуда и куда мы едем, что мы делали в Боснии, сколько времени мы провели на территории этого чудного государства, почему мы едем именно так и вообще задавал много разных вопросов. Наконец нас пропустили (и опять без всяких штампов в паспортах) и мы подъехали к другой границе…

Это была граница Хорватии. А теперь представьте мои мысли сквозь сон: мы выехали из Хорватии, 7 часов колесили по жутким серпантинам Боснии, и вновь приехали в Хорватию! Я было подумал, что навигатор нас привез куда-то не туда, мы безнадежно потерялись и куда ехать – никто из нас не знал. Напало какое-то отчаяние…

Чуть позже мы выехали на шикарное шоссе Загреб-Белград и успокоились: все было как надо. До границы с Сербией оставалось буквально 100 км…

Могу с уверенностью сказать, что это был самый необычный переезд за всю нашу поездку, самый сложный по дороге, самый непонятный по маршруту и самый захватывающий… Но он стоил того!